Лента новостей

Из-за кризиса все больше канадцев предпочитают держать накопления в наличных деньгах

Волатильность рынка, падающая цена на нефть, перспектива затяжного финансового кризиса – по этим или другим причинам все больше канадцев сегодня предпочитают оставаться в стороне от непредсказуемых фондовых рынках и хранить свои сбережения в малодоходных, но стабильных активах.

Согласно последнему отчету CIBC World Markets, денежные позиции физических лиц в конце 2015 года были на рекордно высоком уровне – примерно на 11 процентов выше, чем за предыдущий год. Канадцы держатся за $75 млрд “избыточной наличности, которую при обычных обстоятельствах они бы инвестировали в ценные бумаги”, – отмечает заместитель главного экономиста банка Бенджамин Таль.

Пока неясно, является ли эта цифра временной “аномалией” или началом долгосрочной тенденции. Однако финансовые аналитики предупреждают, что накопление наличности в мире обескураживающе малодоходных облигаций и увеличивающегося налогового бремени может оставить многих людей без достаточных пенсионных сбережений.

Часть проблемы заключается в том, что “классическая теория инвестирования», которая рекомендует инвесторам по мере приближения пенсии переводить средства в более стабильные инвестиционные инструменты, больше не работает, считает Эрик Кирзнер, профессор финансов Торонтского университета.

“Вы непременно должны держать часть вашего портфеля в акциях, если вы намерены удовлетворить ваши цели в долгосрочной перспективе, поскольку доход от консервативных инвестиций – к примеру, государственных облигаций, после вычета инфляции и уплаты налогов, близок к нулю”, – отметил Кирзнер. По мнению специалиста, целью инвестора должен быть сбалансированный портфель, который включает в себя акции.

Однако все большее число канадцев не склонны рисковать своими кровно заработанными сбережениями на нестабильных фондовых рынках. Как отмечает Расс Кестерич, главный специалист по стратегии инвестиционной фирмы BlackRock, это не только канадское явление. По его словам, еще “со времени финансового кризиса 2007-2008 гг. инвесторы держали непропорционально большие суммы наличных денег, а события последних шести месяцев этому только поспособствовали.”

“СМИ, блоги и социальные сети еще больше нагнетают страх. В результате мы имеем инвесторов, которые просто не хотят полагаться на рынок”, – объяснил Кирзнер.

В прошлом году BlackRock опубликовала результаты онлайнового опроса 2 тысяч канадцев в возрасте от 25 до 74 лет, которые были либо единственным работающим членом семьи, либо одним из двух. Половина респондентов (51 процент) приравняла инвестирование в акции к азартным играм, и только 35 процентов ответили, что они “хорошо осведомлены в области инвестирования.”

Опрос показал, что респонденты держат в наличных средствах около 60 процентов своих накоплений. При этом большинство из них признает, что в идеале эта доля должна быть ближе к 30 процентам.

В цитировавшемся выше докладе CIBC World Markets рост наличности в стране объясняется прежде всего неприятием риска как неотъемлемого элемента инвестиций в фондовый рынок. Интересно, что люди моложе 35 лет держат в наличности большую долю своих сбережений (примерно 33 процента), чем канадцы более старшего возраста.

По словам Кестерича, люди более молодого возраста сейчас очень осторожно относятся к инвестированию в акции. По его мнению, это может привести к тому, что к моменту выхода на пенсию у них не окажется достаточного количества накоплений для поддержания комфортного уровня жизни.

Лорн Стайнберг, президент компании Lorne Steinberg Wealth Management, считает, что нормальная доля наличности в сбережениях должна быть около 10 процентов. В то же время, по мнению эксперта, увеличение резервов наличности является “нормальной реакцией” на волатильность экономики. Кроме того, считает он, наличие достаточного уровня ликвидных средств является даже необходимым, если вы обременены значительными долговыми обязательствами.

Если ситуация в экономике улучшится, то скорее всего будет наблюдаться процесс оттока наличности обратно на фондовый рынок, отметил Стейнберг.