Томми Бэнкс: легенда джаза из Эдмонтона
Анастасия Морозова, Эдмонтон
Ему 80. Он – легенда джаза, пианист, композитор, дирижер, бывший сенатор. И недавно я с ним познакомилась.
Встречаются люди, одаренные настолько разносторонне, что все, чего коснулся их талант, превращается в шедевр. Я сейчас не преувеличиваю. Томми Бэнкс – крутой джазовый пианист, игравший дуэтом на двух роялях с Оскаром Питерсоном. Дирижировал 17 симфоническими оркестрами в Канаде, США и Европе. Канадский аналог Грэмми за запись живого выступления его бэнда на джазовом фестивале Монтрё в 1978 в номинации “лучший джазовый альбом”. Вел телешоу, которое смотрели миллионы канадцев и благодаря которому об Эдмонтоне узнали от Йоханнесбурга до Сингапура и Аделаиды задолго до постройки Вест Эдмонтон Молла. В 1983 его бэнд дал концерты в Китае – первая иностранная группа за предыдущие 35 лет.
Это он “дирижировал” Олимпийскими играми в Калгари, играл перед Елизаветой II, Рональдом Рейганом. Томми заседал в сенате Канады и определял будущее страны на протяжении 12 лет. Он основал фонд исполнительских искусств Альберты, который помогает талантливым исполнителям творить в Эдмонтоне, а не уезжать в Голливуд, Нью-Йорк или Торонто, а музыкантам на пенсии помогает с жильем и финансами. Его именем названа улица в Эдмонтоне – многие ли удостаиваются такой почести при жизни?
Пару дней назад джазовый клуб Yardbird Suite в Эдмонтоне праздновал свой 60-летний юбилей, где Томми Бэнкс выступал вместе с The Standard Setters. До этого момента я слышала только отрывки его записей и мечтала попасть на живое выступление. И вот она, оказия: наши друзья заняли места в первом ряду и познакомили нас с Томми до начала выступления. От соприкосновения с великой личностью ощущаешь себя стоящим внутри старинного храма, своды которого уходят высоко в небо. В то же время его обходительность и скромность располагают к нему с первого слова.
Перед началом второго сета в зале слышен звон винных бокалов, доносится запах свежего попкорна. (Да-да, в Канаде попкорн можно увидеть не только в кинотеатрах: в джаз клубе он спокойно соседствует с роялем.) Сидящая рядом пожилая дама оживленно беседует со своим спутником, не скрывая предвкушения. На сцене появляется Томми. Наэлектризованная атмосфера ожидания.
Пальцы маэстро касаются клавиш рояля легко, создавая ажурный и уверенный звук и выразительную тишину. У каждой ноты своя цель и место в музыкальном полотне. Никаких случайных и непрошенных гостей. Каждый звук вибрирует от чувств: задумчивая меланхолия, феерия наслаждения и бездна прочувствования самой жизни во всей ее роскоши. Какое утонченное удовольствие от резонанса собственного восприятия джаза и манеры передачи музыки маэстро!
Позже Томми давал автографы на дисках его редких записей. Меня удивило, что он четко помнил наши имена. А ведь они не слишком просты для англоговорящих людей. Томми добавил, что надеется помузицировать вместе с нами в будущем. Миллион мурашек!!
Image: edmontonjournal
Kudos! I like this!